Здание ЦУМа в Житомире
Увидел покрашенные буквы на крыше центрального универмага и решил, что без поста не обойтись.
Здание житомирского ЦУМа — одно из нескольких десятков воплощений типового проекта. Когда-то делал об этом подробную публикацию, всех фотографий, к сожалению (или к счастью), не сохранилось. Сахалин, Полтава, Тернополь, Орёл, Пенза, Белгород — множество подобных универмагов было построено на бывшем советском пространстве.
Удивительно, но Житомиру досталось лучшее решение. Полноценные три этажа, самая лучшая отделка и настоящие, а не псевдоколонны. Год постройки — 1961-й. Тем не менее, это прямое наследование так называемого сталинского ампира. По сути — тоталитарный мрачняк, так и застрявший в постперестроечном времени.
С 2014-го года стало немного лучше, убрали баннеры с фасада, вывески стали скромнее, но всё так же здание в некотором упадке, как и само наполнение. Странный ритейл, всякие дискаунтеры и другие малонеобходимые житомирянам торговые точки.
Почему я об этом пишу? — Так или иначе, это здание является архитектурной доминантой квартала. Оно просто обязано выглядеть должным образом и иметь соответствующую функцию.
Но, не всё так печально, как может показаться на первый взгляд. Эта архитектура — всего лишь калька американской школы, при надлежащем отношении всему можно придать новые формы и вдохнуть новую жизнь. Для этого нужно не так много.
Начинать можно с самого простого.
1. Перенаименовать здание и убрать советские надписи с дырками от неона с крыши. Вполне подойдёт что-нибудь с приставкой –плаза или –холл. Немного пафосно, но самоирония бывает уместной.
2. Пересмотреть принципы формирования пула арендаторов. Основой всего может стать общепит. Оба крыла первого этажа имеют достаточную площадь для обустройства высокотехнологичного кухонного цеха и достаточного для рентабельности количества посадочных мест (120+). Опыт паба Чако, стоявшего напротив, доказывает, что место в этой географии может быть наполняемым посетителями полностью. На его месте не зря строится кафе Рудь Ice Fashion. А вот с заполнением второго и третьего этажей лучше всего могли бы помочь хорошие ритейл-специалисты. Я не особо понимаю в региональной непродовольственной рознице.
3. Разумеется, что потребуется ремонт внутренних помещений (согласно стратегии арендной политики) и внешние изменения. Никаких вывесок на фасаде быть не может в данном случае. Идеальное решение — брендирование маркизами, что придаст фасаду иной вид и восприятие. Тут любой успешный универмаг в пример, тот же британский Harrods.
Здание ЦУМа находится в частной собственности. Естественно, что от моей или чьей-либо другой частной точки зрения ничего не изменится. Возможно, у городской администрации есть возможность и желание начать диалог с собственниками. Всё равно, рано или поздно, этот вопрос станет ещё более актуальным. Ведь насколько это видно со стороны, дела у арендаторов идут не самым лучшим образом. Это далеко не тот популярный торговый агрегатор, которым бы он мог быть.
Ну и немного фоток для истории, путь тут полежат.
На этом всё. Спасибо, что смотрели. * Фото ниже 2012-го года.
![]() |
Здание ЦУМа в Житомире. |
Здание житомирского ЦУМа — одно из нескольких десятков воплощений типового проекта. Когда-то делал об этом подробную публикацию, всех фотографий, к сожалению (или к счастью), не сохранилось. Сахалин, Полтава, Тернополь, Орёл, Пенза, Белгород — множество подобных универмагов было построено на бывшем советском пространстве.
Удивительно, но Житомиру досталось лучшее решение. Полноценные три этажа, самая лучшая отделка и настоящие, а не псевдоколонны. Год постройки — 1961-й. Тем не менее, это прямое наследование так называемого сталинского ампира. По сути — тоталитарный мрачняк, так и застрявший в постперестроечном времени.
![]() |
ЦУМ. 2014-й год. |
Почему я об этом пишу? — Так или иначе, это здание является архитектурной доминантой квартала. Оно просто обязано выглядеть должным образом и иметь соответствующую функцию.
Но, не всё так печально, как может показаться на первый взгляд. Эта архитектура — всего лишь калька американской школы, при надлежащем отношении всему можно придать новые формы и вдохнуть новую жизнь. Для этого нужно не так много.
Начинать можно с самого простого.
1. Перенаименовать здание и убрать советские надписи с дырками от неона с крыши. Вполне подойдёт что-нибудь с приставкой –плаза или –холл. Немного пафосно, но самоирония бывает уместной.
2. Пересмотреть принципы формирования пула арендаторов. Основой всего может стать общепит. Оба крыла первого этажа имеют достаточную площадь для обустройства высокотехнологичного кухонного цеха и достаточного для рентабельности количества посадочных мест (120+). Опыт паба Чако, стоявшего напротив, доказывает, что место в этой географии может быть наполняемым посетителями полностью. На его месте не зря строится кафе Рудь Ice Fashion. А вот с заполнением второго и третьего этажей лучше всего могли бы помочь хорошие ритейл-специалисты. Я не особо понимаю в региональной непродовольственной рознице.
3. Разумеется, что потребуется ремонт внутренних помещений (согласно стратегии арендной политики) и внешние изменения. Никаких вывесок на фасаде быть не может в данном случае. Идеальное решение — брендирование маркизами, что придаст фасаду иной вид и восприятие. Тут любой успешный универмаг в пример, тот же британский Harrods.
Здание ЦУМа находится в частной собственности. Естественно, что от моей или чьей-либо другой частной точки зрения ничего не изменится. Возможно, у городской администрации есть возможность и желание начать диалог с собственниками. Всё равно, рано или поздно, этот вопрос станет ещё более актуальным. Ведь насколько это видно со стороны, дела у арендаторов идут не самым лучшим образом. Это далеко не тот популярный торговый агрегатор, которым бы он мог быть.
Ну и немного фоток для истории, путь тут полежат.
На этом всё. Спасибо, что смотрели. * Фото ниже 2012-го года.
Комментарии
Отправить комментарий