Краеведческий музей в Житомире

Пожалуй, эта публикация будет самой большой и объёмной фотоэкскурсией по Житомирскому областному краеведческому музею на сегодняшний день. Снимки сделаны в 2018-м и 2019-м годах и только заглавное фото пятилетней давности. Наснимал, конечно значительно больше, но прямо в пост положу девяносто карточек.

И, вы могли бы не увидеть всего этого. После структурирования фотосоставляющей и перед написанием я зашёл на сайт музея и открыл для себя тот факт, что мой билет на съёмку не предполагал право на публикацию. Упс.

У меня свой взгляд на современное отношение ко всякого рода правам. Например, абсолютное большинство фото в этом блоге авторские, но при этом я не маркирую и не подписываю их поверх изображения. Складываю в максимальном для неограниченного  хранения  разрешении — 2 000 пикселей по широкой стороне. Вы всегда можете развернуть их на полный экран, чтобы рассмотреть детали и сохранить себе на устройство, если вам это необходимо. И можете использовать любым способом в некоммерческих целях. Или даже в других целях, если просто укажете активную ссылку на источник.

При других обстоятельствах, я бы вообще не стал обращать внимания на то, что пишут в скобках и публиковал ровно то, что считаю нужным. Но не в данном случае. Потому, что обижать музеи — последнее дело. Кем надо быть, чтобы обижать музей.

И тут бы мог быть финал поста, но нет. Вы посмотрите всё с разрешения администрации — легально, без регистрации и смс (ох, как избавится от этих анахроничных шуток-клише). И самое парадоксальное состоит в том, что преамбула выше — чистая блогерская бюрократия. А согласие музея было выражено без каких-либо бюрократических процедур.  И это так здорово и правильно, что я в ответ буду так же лаконичен — вау!

Всё, что вы увидите ниже — хранится в Житомирском областном краеведческом музее по адресу: майдан Замковый, 1. Полная же структура состоит из семи объектов. Сразу оставлю полезных ссылок: сайт, фейсбук. Если нажать сюда, то вы сразу попадёте на карточку Гугл карт.

Начало музейного собрания было положено, ни много ни мало, в 1865-м году. Главный объект структуры расположен в бывшем «епископском доме». В здании, которое изначально было построено для главы житомирской католической епархии. На мой вкус, это самый элегантный исторический особняк в городе, который сохранился до наших дней. Я влюблён в его архитектуру, фрагмент его фасада долгие годы украшает обложку фейсбук-странички блога.

Краеведческий музей в Житомире

Роскошное строение в стиле эпохи возрождения до сих пор создаёт особенную атмосферу и восприятие локации. Как и другое здание бывшего магистрата, расположенное неподалёку и построенное в стиле неоренессанса на сто лет ранее.

Епископский дом.

Мне искренне жаль, что западная модель в целом и в частности польская модель организации пространства была позднее нарушена российскими и советскими властями. Хорошо, что некоторые фрагменты города и в этот период остались возможными вопреки общей тенденции.

Мы могли бы сейчас жить в абсолютном величии. Но, не в пафосном  книжном, а общечеловеческом понимании. Когда планирование и этажность делают человека важным в этой среде, когда всё пронизано уважением к вашему осязанию и самоощущению.

Старый Житомир.

Мы видим и развешенное бельё и поломанные деревья, но как же это по-человечески приятно и полно жизни. Даже при всей прозаичности сюжета композиции есть ощущение порядка и даже ощущение некоторой утопии. 

Фантастический вид на старый Житомир.


Что позднее, после раздела Польши совершенно не удалось сохранить и поддерживать. Посмотрите на картинку ниже. Казалось бы, вот имперские военные сооружения. Но уже тут чувствуется некая безысходность, в которую стали погружать процветавшие украинские города после того, как они попали под российское управление. Отчасти, украинская элита постаралась перенести своё мировидение в сельские имения, но это уже совершенно другая история.

Врангелевка (Богуния) в Житомире.


Давайте вернёмся к теме нашего поста и просто посмотрим на элементы фасада епископского дома.

Декор старого особняка.



Фрагмент здания в стиле ренессанс.








И, пора вовнутрь, пожалуй. На первом этаже представлена экспозиция животного мира края.

Чучела птиц.


Интересно тут будет, конечно же, детям.



Приблизительно такими микроскопами моё поколение ещё пользовалось, будучи школьниками.



Разумеется, что тут надо пользоваться услугами экскурсовода. Что вполне подходит для детских групп.



Завалявшийся заурядный черепушка гигантского оленя, вымершего каких-то жалких семь-восемь тысяч лет тому назад, подумаешь. (С этого момента местами будет немного странного юмора, как я люблю, если что).



Доисторический саблезубый кабанейро, излюбленное лакомство тираннозавров. На самом деле нет, вполне обычный кабан, котлету из которого вы можете заказать в каком-нибудь охотничьем ресторане. Но, лучше не делайте этого, а просто покупайте мясо на рынке или в магазине. Или не покупайте, если предпочитаете еду растительного происхождения. По желанию, в общем.



Упоротый лис в стадии возбуждения, через несколько минут он впадёт в ступор и разойдётся мемами по всем этим вашим интернетам.



Парочка-другая обзорных фотографий экспозиции. Млекопитающие побольше.



И помельче.



Мордочка хорька, который принюхался к самому себе. А, может, куницы, может ласки, я не знаю, если честно.



Никогда не забывайте, что глубоко в душе вашего домашнего котика всегда притаилась рысь.

Рысь.


Знаете, я верю, что однажды мы пересмотрим своё отношение к природе. Что просто выйдя на прогулку за мост в городском парке мы сможем увидеть в непосредственной близости лося или оленя, как в Норвегии, например. И дадим ему пучок моркови.

Чучело лося.


Может даже зубра.



Не совсем понятно, что собрался сделать пернатый хищник с косым: топтать или стоптать. В любом случае, зайцу в реальной жизни это бы не понравилось.



Уверен, предостаточное количество академической и полезной информации вам дадут работники музея. Я же хочу, чтобы вам стало весело и вы захотели придти в музей.



Чтобы ощутить на себе орлиный взгляд.



Со взглядами глаза в глаза тут вообще нет никаких проблем.



Уголок для полесских последователей Карлоса Кастанеды.

Мухоморы


Известный факт, что Житомирщина — не Суматра с её невероятным разнообразием членистоногих. Но для тех, кому интересны насекомые — найдётся несколько стендов, чтобы залипнуть. Без иронии.

Жуки.



Пауки в музее.



Бабочки.


С удовольствием бы поменял жилплощадь на этот особняк (есть площадка, пригодная для посадки еврокоптера или робинсона например) и парочку бурштыновых приисков.



Сбегал бы по лестнице вниз в тапочках гуччи, чтобы открыть дверь девушке-контролёру счётчиков электричества. Обязательно наливал бы ей немного кристала с ложечкой-другой икры и желал хорошего дня.



Это не то, о чём вы подумали, а трипильська баба (но это не точно).



И всегда хотел прокатиться пятой точкой опоры по этим перилам. Но нельзя, музей же.



Общим планом.



Тканная часть этнографической экспозиции достаточно насыщенная и интересная.






С бытом немного попроще.






И, думаю, что фуражки было мало распространены за пределами города, если вообще были распространены. Но не настаиваю, не уверен, в общем.









Теперь о главном. Я горячо рекомендую вам посетить краеведческий музей, говорю это без тени иронии. Посетить, даже если вы уже там были. Даже если были несколько раз. Я сам пойду туда опять, чтобы посмотреть экспозицию живописи снова. Хотя, как человек, наглухо пришибленный современным искусством и граффити, считаю её посредственной (вам не обязательно соглашаться со мной в этом параграфе, тем более, что глубокоуважаемый мною Александр Ройтбурд противоположного мнения и высоко оценил коллекцию).  И раньше не понимал, какое отношение всё это имеет к краеведению в принципе.

Пересматривая фото перед тем, как положить в черновик, словил себя на мысли: некоторые из людей на картинах очень похожи на знакомых современников-житомирян. Я нашёл лица, похожие на приятеля, на женщину, которая убирает в любимой кофейне и много других. Дело в том, что собрание состоит из национализированных большевиками работ. По сути, из картин-атрибутов и фамильной живописи. Именно последняя и представляет большой интерес. Мы видим себя, только в другой эпохе, позах и одеждах.

Удивительно, но визуальная схожесть людей региона сохранилась. Так что, берите друзей и сходите в музей. Ищите себя и других на картинах. Пусть не в полном сходстве, но всё же.






Молодой человек справа похож на знакомого учредителя одной из компьютерных фирм города на заре становления отрасли.



Девушка в розовом похожа на сестру приятеля.






Мужчина справа очень похож на моего постоянного заказчика.









Этот пост вызывает снисходительно-насмешливую улыбку задолго до его написания.

































Я ел такие фрукты, ха-ха.






Женщина справа похожа на супругу старого товарища, с поправкой на цвет волос / парика.



Когда-то я встречался с девушкой по романтическим поводам, с которой могли бы написать этот портрет.



Этот человек очень похож на одного знакомого работника популярного в Житомире новостного интернет-издания. Разве что немного плотнее.



С двойниками женщин на двух портретах ниже я точно пересекался в жизни.















Это прапрабабушка Роберта Дауни. За сотню-другую лет до того, как сняли фильм мстители и кадр из него стал популярным мемом. (В этот раз — шутка).



Не могу вспомнить, где я видел похожее лицо, но я точно был знаком хотя бы поверхностно.



Эта женщина похожа на нашу современницу, которая убирала в одной из центральных кофеен.



Практически мой одногруппник по техникуму.






Работники по этажу имеют удовольствие сидеть у такого стола.



Так бы и съехал по перилам вниз.









Но, Михаил Сергеевич Грушевский вряд ли бы одобрил такую вольность.



Последняя из логического ряда постоянных экспозиций посвящена первой половине прошлого столетия.



Пожалуй, эта не очень интересная мне тематика. Не потому, что она сама по себе не интересна. Просто это наиболее полная ниша персонально моих исторических знаний.



Мне бы, например, хотелось увидеть обмундирование воинов УПА. Но, где же взять такие экспонаты?



Или более расширенную экспозицию огнестрельного и холодного оружия начала XX-го века. Или просто коллекцию оружия всех времён края.



Хотя понимаю, что возможно это часть почти обязательной для музея программы.



Просто я родился в такое время, когда ещё не все подобные предметы вышли из бытового обихода.



Возможно, вы видели такие часы у своих бабушек и дедушек в зале, рядом с сервантом.



Самый желанный пекаль времён гражданской войны.

Маузер.


Что может быть лучше таких дверей дома? Хотеть. Осталось мелочь — обзавестись таким домом.



Чтобы выходить на такое крыльцо с таким видом.



И чтобы пушки как бы говорили: возвращайся скорей, твой дом — твоя крепость.



Как видите, друзья, моё краеведение так себе. Если не сказать — отвратительное. Так что приходите за краеведением настоящим в музей.

На этом всё. Надеюсь, вам и поисковым системам понравится. Спасибо, что смотрели.

Комментарии

  1. "Когда-то я встречался с девушкой по романтическим поводам, с которой могли бы написать этот портрет" могли бы , но не написали, т.к. на портрете первая любовь Людовика XIV, племянница кардинала Мазарини, которой Людовик и подарил на память этот потрясающий портрет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно услышать историю, как эта работа оказалась в музее. Ещё любопытней, как полотно ХVII-го века осталось в нём и не было увезено в Харьков или ещё дальше в советское время.

      Удалить

Отправить комментарий