Вимірювач: запуск лабораторії виробництва. Событие, которое вы тоже пропустили
Ровно так же, как пропустили событие прошлого года «Вимірювач: розпаковка».
Если в прошлом году это был взгляд на историю завода и музыкальный ивент и вы не смогли бы никак компенсировать упущенное, если не присутствовали. То в этом году, публичное событие — всего лишь временная точка, которая является результатом взаимодействия с людьми и подразумевает продолжение такого взаимодействия после. Давайте по порядку.
С 24 по 25 июля прошло событие «Измеритель: старт лаборатории производства». Но, это не просто два дня, в течение которых можно было посетить тематическую активность на локации и забыть.
За какое-то время до события были приглашены различные специалисты. После этого были набраны группы, в которых обычные люди учились у других компетентных людей воплощать что-либо в материальные объекты по нескольким направлениям.То есть, упорядочивать неосязаемое по форме и функции и реализовывать физически в реальном мире. Иными словами, учились предметному дизайну.
Собственно, на протяжении двух дней и экспонировались предметы, созданные за указанное время. Ну и немного того, что имеет более давнюю историю.
К посещению был открыт зал экспозиции и мастерская, где всё создавалось в рамках коллективного обучения в экспериментальной школе дизайна.
Артефакты всегда удобны для наблюдений. С одной стороны кайфуешь от фактуры натуральных материалов и текстуры предмета, которая создаётся за счёт количества повторяющихся элементов. А с другой — наглядное несовершенство технологий. Отсутствие мебельных направляющих для функционирования ящиков, видишь как отслоился шпон в процессе длительной эксплуатации и другое.
Стеллаж для различных компонентов.
С — синтез.
Словил себя на мысли: если письменные столы из прошлого как бы застряли между личной и публичной эстетикой, то офисные стулья — просто отсутствовали как класс. За исключением учреждений образования и редких случаев для решения специфических задач.
Это стул с оранжево-морковной обивкой — как раз тот самый редкий случай. Может пережить наезд танка, но подушку спинки вы будете регулировать… плоскогубцами. Скорее всего, изначально для этой цели служили барашки, которые со временем потерялись или просто не соответствовали по твёрдости металла и очень быстро пришли в негодность.
Микшерный пульт, ноутбук и швейные машинки. Где-то фоном начинает играть саундтрек не то чтобы для инженерно-технологического порно, но для технически-творческого хоум-видео — точно.
Хардверный редактор векторной графики до того, как это стало мейнстримом. Вы не покупали иллюстратор по подписке. А просто приходили в канцтовары и говорили: я дизайнер, мне нужен ватман для кульмана. Карандаш и резинка. И циркуль, конечно.
А ещё языковая раскладка и цифровой блок переключались исключительно в вашем главном органе центральной нервной системы, в который предварительно нужно было загрузить единственную гарнитуру — чертёжный шрифт.
Необходимо приблизительно дофигалионмегалионовпятьсотмиллиардовсемьдесятмиллионовстосороктысяччетырестатридцатьодно древнее устройство, чтобы превзойти по вычислительной мощности и разрешающей способности экрана ваш смартфон — отличная скороговорка для ролика в тик-токе.
Прошлое оставило нам в наследие противоречивые технологии — уникальные с одной стороны и одновременно дикие — с другой. Плановая экономика, тоталитарный режим и, как следствие, изоляция не могли не сказаться. Что-то мы придумывали сами, что-то (и не мало) — просто воровали, а что-то оказалось не под силу от слова совсем.
Сейчас, когда мир открыт, и вы за пять минут можете нагуглить любое пошаговое руководство для создания чего угодно — самое время учиться. Учиться и пробовать воссоздать что-либо или создать нечто новое самому.
Я немного понаблюдал за посетителями зоны экспозиции. Какие-то объекты вызвали интерес у людей, какие-то — остались без внимания. Но в целом, не увидел у зрителей понимая того, насколько это важно. А это важно.
Не просто прикольно, как яркие светильники на фото выше или параметрическая версия известного сучарта с картинки ниже.
Нужно помнить, что результатом участия в воркшопах стали не решения конкретных прикладных задач. А приобретение навыков по созданию физических объектов. Умений адаптируемых для множества нестандартных решений. Условно — "пластичные" технологии, применимые много где.
Общий стенд, многие прошли не задержавшись.
Просто представьте, что это навес летней площадки кафе. Так интереснее?
Три года не убавляется количество желающих заселфиться возле зонтов на Михайловской. Себяшки из кафе с такими навесами — подразумеваются по умолчанию в массовом порядке. И никакой рекламы не надо.
Тут представьте, что это колонны входной группы в любое из зданий. Или элемент ограждения. Или просто форма столбика, отделяющего проезжую часть от пешеходной зоны.
Пространственная форма в модели, что тут такого? — подумают многие. А вы вспомните, как современным проектировщикам и строителям не даются радиальные сопряжения. Вспомните правую сторону входной группы Спартак-арены, где вместо радиуса просто сочленение прямых отрезков — это так стыдно в наше время, когда доступны любые технологии. Я мог бы припомнить ещё много случаев в лобных местах, но обещал не делать этого публично в обмен на обещание хоть как-то это исправить.
Вот почему важны такие умения. Виртуозное владение формами и материалами может менять наш город уже прямо сегодня. В крайнем случае завтра.
Всегда стоит уделять внимание деталям, даже когда вам скучно это делать.
Просто посмотрите на технику исполнения объёма этой буквы в таком виде, без финишной обработки.
В городе есть какое-то количество вывесок, где буквы и другие элементы выполнены из металла. Вы даже не подозреваете об этом, так как они вырезаны листового материала или же сварены из таких же элементов без выпуклостей в объёмные конструкции и окрашены. С пяти метров обычный человек не отличит такую вывеску от пластиковой или вывески из пеннополистирола.
Эта буква, даже после финишной обработки и покраски автомобильной краской всегда будет говорить вам: я из металла. И есть люди, которые способны меня сделать. Руками. А не только такие, которые умеют посылать «документ на печать», так может любой школьник при написании своего первого реферата.
Я бы мог вырезать эту вывеску с фотографии, прифотошопить на кадр из фантастического фильма — вы бы не заметили подвоха при должном моём старании.
Коммерческая идентификация из натуральных материалов всегда благородно стареет. Исполненная руками — умножает этот эффект на 100500. Через сто и даже двести лет это может проржаветь почти насквозь, но будет великолепно смотреться на любой стене в любом городе мира.
Какие-то группы были посвящены текстилю и переработке вторсырья. Я в этом не особо понимаю, просто скажу: сделанные по такому принципу коврики вы с удовольствием покупаете в икее и юске.
Но, хотел бы отдельно остановиться на шелкотрафаретной печати по текстилю. Тот, кто занимается производством или доработкой одежды знает, что нанесение индивидуальных принтов на изделия — проблема. На сегодня это можно сделать в городе двумя способами: термоприпрессовка специальными плёнками и прямая печать по синтетическим тканям. Оба эти способа не подходят для повседневной носки в «гражданском» режиме. Есть несколько шелкотрафаретных станков карусельного типа, но это больше про значительные тиражи для корпоративных клиентов. И уж точно не про эксперименты или пробные партии.
На Измерителе восстановили мастерскую шелкотрафаретной печати. Возможно, это требует некоторого времени на отладку. Но уже сейчас идеально для экспериментов и небольших опытных партий, которыми обычно и занимаются локальные производители одежды. И прямо сейчас вы можете этому научиться, если давно хотели.
- - - - -
Тут самое время выдохнуть и написать абзац-другой о том, зачем всё это нужно.
Конечно, я поговорил с организаторами. Но пересказать вам их предположения в чистом виде — значит немного сбить с толку и их и вас.
Есть возможность и желание сохранить те технологии, оборудование и умения, которые остались со времени полноценного функционирования завода. Также есть возможность и желание использовать новейшие современные технологии и оборудование, которое по мере возможностей появляется. И объединять всё это вместе в единое целое.
Но главное не это. Главное — желание объединять людей, которые хотят создавать экспериментальные, мелкотиражные, авторские штуки или проводить практические производственные изыскания. Для этого есть база и носители знаний.
Получится ли из всего этого «крафтовый» кластер или кооперация людей новаторов или совокупность любых других начинаний — я не знаю. Думаю, что никто не знает, даже если есть определённые планы.
Возможно, кто-то решил изменить свою жизнь. Запишется на воркшоп, обучится и решит дальше что-то делать на таком оборудовании — может быть. А, возможно, человек производящий килотонны пластиковых вывесок решит — хватит. И станет делать тут вывески из металла на зависть реквизиторам фильмов в жанре кибер-панк. Может кто-то рисует комиксы и мечтает делать футболки со своими принтами.
Я сделал очерк, рассказал о том, что увидел. И оставляю тут ссылку на фейсбук-страницу Вимірювача: https://www.facebook.com/vymiriuvach
Каждый, кому интересно, может зайти на страничку и посмотреть какие группы набираются для практического обучения и поучаствовать в этом. Человек, который хотел бы взаимодействовать на условиях кооперации или спросить что и как — просто написать личное сообщение администраторам и получить ответ. Думаю, что на сегодняшний день — всё есть открытым. В каком-то из смыслов это начинание, которое находится в интерактивном состоянии со всем и всеми, кто может предопределить будущее этой затеи.
- - - - -
В качестве ненавязчивого эпилога оставлю фото таких девайсов.
Это такие электронные цикады, в которые зашиты шумовые семплы. Нойз, как говорят электронные музыканты.
Тот, кто был на распаковке в прошлом году, вероятно, немного удивлён, что эта активность не про музыку. Спойлер: такая активность ещё впереди.
Я, в свою очередь, удивлён что ни электронные музыканты, ни битмейкеры не коммуницировали с Измерителем. Если бы я занимался этим, то время от времени устраивал бы «сафари» и писал бы на старых инструментах и прочих штуках семплы разных звуков, как не в себя.
Надеюсь, что резиденты будущего музыкального мероприятия будут не менее интересными, чем в прошлый раз. Но, это уже другая история.
На этом всё. Спасибо, что читали и смотрели. Си ю.
Мне нужна твоя одежда и ватман для пульмена...
ОтветитьУдалитьГубернатор
...рейсшина и транспортир )
Удалить